ДИСКО-КЛУБА ПЛЕЙЛИСТ

Cвоими руками и красками можно создать всё, что хочешь

Интервью с Алиной Виноградовой
Алина Виноградова
Алина, привет! Расскажи про свою первую работу. Сколько тебе было лет? И как ты поняла, что хочешь стать художником?

Привет. Я поняла, что хочу стать художником, в глубоком детстве, ещё до школы. Я росла в деревне, не посещала детский сад, и до первого класса была отдана сама себе — родители работали, а мне приходилось развлекать себя самостоятельно, няни у меня тоже не было. И все что оставалось, не считая друзей и улицы, это рисование. Я могла часами сидеть с бумагой и карандашами. Родители заметили моё серьёзное увлечение и отвезли меня на несколько летних недель к их подруге-художнице на дачу, в глухую деревню, где всего 2 дома — на многие километры простираются сплошные леса, поля и реки. Она рассказывала мне про живопись и мы много рисовали вместе, на воздухе. Мой первый пленэр, мое первое сильное соединение с природой и моя первая картина, настоящими художественными красками — мне было, наверное, лет 5 или 6. Это была клубника на синем фоне, акварелью. Я тогда поняла, что своими руками и красками можно создать все, что хочешь — любой предмет, любой мир. Да все, что угодно — это меня очень сильно впечатлило. Тогда я осознала, что хочу создавать что-то красивое и четко поняла, что хочу быть художником.
Какими были твои ранние работы?

Я ходила 6 лет в художку и 5 лет училась в художественном училище на отделении станковой живописи. Тогда работы были в основном учебные, академические. Потом был перерыв, 6-7 лет я вообще ничего не писала, не понимала, зачем мне это. А когда снова вернулась, это уже была моя живопись, мой свободный взгляд. И эти ранние работы были очень примитивными, простыми и декоративными в каком-то роде. Я просто лепила плоские цветовые пятна, без формы и без деталей, изучала возможности масла заново, без академических правил. Потом постепенно пластика моих картин становилась сложнее и сейчас я трачу на картину несколько недель, а ранние работы создавала за несколько часов. Это были эксперименты.
Как появляются на свет твои персонажи?

В основном, персонажи появляются совершенно случайным образом. Я никогда не делаю эскизы, не придумываю заранее. Просто беру холст и пишу. Получается, что эти образы идут прямиком из души, на бессознательном уровне. Даже сюжет появляется постепенно на холсте, а потом и название картины. Но иногда бывает, что я вдохновляюсь каким-то образом и переношу его на холст — как с Кали, например.
Кстати, Кали — один из моих любимых. Расскажи побольше про эту картину.

Кали — одна из многих форм богини Шакти. Мне очень нравится ее образ — он притягивает меня своим ужасом и космической красотой. Но она не злая, а наоборот, уничтожает все зло в мире. Она символизирует защиту человечества от зла. Я много разглядывала Кали в индийской миниатюре, а потом изобразила ее сама, так, как хотелось, как я ее видела. Мне очень нравится эта картина — она уже давно со мной, как талисман, висит прямо над кроватью.
Создаётся ощущение, что тебе близок индуизм. Это так? Какую роль он играет в твоей жизни?

Близок, но без фанатизма. Я вообще очень хорошо и осторожно отношусь ко всем религиям. Я очень люблю их изучать, как художественную литературу — там много источников для вдохновения. И ещё, я практикую йогу и увлекаюсь ведической астрологией — эти два инструмента здорово работают в творении своей жизни и своей реальности, они напрямую связаны с индуизмом. Я верю в Высший разум, ощущаю космическую энергию и силу вселенной. А все боги индуизма, на самом деле, — космические энергии и законы вселенной, представленные в человеческом облике, в виде божеств. И, если почитать и погрузиться в древние ведические тексты, можно многое узнать о космосе и его устройстве — это и привлекает меня в индуизме.
А ты смотрела сериал «Бог всех Богов Махадев»?

Я начинала его смотреть, но не зашло. Наверное, в детстве я пересмотрела индийских фильмов с мамой, так что сейчас их не воспринимаю. Хотя, нравится один — «Глаза богини Дурги», классный.
Нам очень запомнилась твоя выставка, когда ждать следующей?

Персональную пока не планирую, может быть только в следующем году. А вот в коллективных буду участвовать летом.
Были ли у тебя моменты в жизни, когда хотелось все бросить? Как ты с этим справилась?

Были, конечно. Я бросала живопись сразу после окончания училища. Мне вообще было непонятно, что с этим делать, я искала себя в других профессиях. Потом, в один момент, как будто проснулась после долгого сна и вспомнила, что я всегда хотела быть художником. Начала заниматься живописью, но редко. И только в 2020, в карантин, я начала путь настоящего художника, такого, каким всегда хотела быть.

Но и в этот год случился такой момент, когда хотелось бросить, где-то полгода назад. Но этот момент был очень короткий, так как я сразу начала действовать — помогла психотерапия и йога.
Как ты думаешь нужно ли сейчас образование, чтобы стать успешным художником?

Считаю, что не нужно, если у человека действительно есть талант. Даже наоборот, это может раскрыть уникальность художника без учебных шаблонов.
А думала перейти в диджитал Арт когда - нибудь? Сейчас с приходом NFT много возможностей появилось

Честно, не думала. Я даже не погружалась в эту тему. Она пока как-то мимо проходит. Но я не исключаю ничего, конечно.
К вопросу искусства, в фильме «квадрат» остро стоял вопрос о месте искусства в настоящее время и в его восприятие. По твоему, что сейчас модно назвать искусством, а что нет?

Мне сложно судить и давать оценку. Я не очень разбираюсь в множественных направлениях и течениях современного искусства, мне просто не хватает времени все изучить, но считаю все они достойны называться искусством — это даже не обсуждается. Человек сделал что-то своими руками, телом, разумом — это творение, искусство. Мне очень нравится перформанс, не так давно начала его понимать. Кажется, сейчас это очень актуально и здорово, что это направление развивается в России. Меня очень вдохновляет проект «САД» Альбины Вахитовой, настоящее искусство.
Ну и наконец, какой бы ты могла дать совет юным художникам, которым только предстоит встретиться со всеми трудностями самореализации в этой сфере?

Совет простой: очень много работать, развивать свой талант. По своему опыту, могу сказать, что творчество стало приносить плоды только тогда, когда я полностью в него погрузилась и начала писать каждый день. И, конечно, любить свои работы и не ругать себя за неудачи — они случаются, это опыт.
Продюсер: Ева Гурари
Интервьюер: Никита Молчанов
Редактор: Мари Абросимова
Фотограф: Люба Козорезова
Визажист: Айжан Кулчукова
Видео: София Килрой, Кирилл Александров
Герой: Алина Виноградова